Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву «Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед. Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только «Р»), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…

      Итак, логопед – это специалист, занимающийся профилактикой и коррекцией различных нарушений (недостатков) устной и письменной речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалиста.

      Возможно, вы спросите: «А зачем это надо?» Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.

     Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности в речевом развитии.

     В современном обществе все больше и больше становится детей, которым необходима помощь логопеда. Как понять, нужен вашему ребенку логопед или нет и когда к нему лучше обращаться?

К ЛОГОПЕДУ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ, ЕСЛИ:

  • К году малыш не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы (покажи, принеси), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения;

  • К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа»;

  • К 1году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов;

  • К 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку». Не узнает близких на фотографии. Не говорит предложениями из 2 слов;

  • К 2, 5 годам не понимаем разницу между словами «Большой» и «Маленький»;

  • К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия. Не говорит предложениями из 3 и более слов;

  • В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения;

  • В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих;

  • В 6 лет малыш не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа. Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.

      Так же следует обратиться к логопеду, если Ваш малыш:

- не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;

- употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

- повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

- делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

- затрудняется перед началом речи.

      В заключение хочу сказать, что этапы развития речи достаточно условны, т.к. каждый человек усваивает речь индивидуально, но все, же знание основных особенностей развития речи позволяет отграничить норму от патологии и вовремя помочь своему ребенку. 

И помните: «Нарушение речи ребенка - это не сигнал к панике, а сигнал к действию!»

С вашими детьми работает:

учитель-логопед Капустина Елена Владиславовна

Положение о логопункте

Артикуляционная гимнастика

Рекомендации родителям по обогащению словаря ребёнка

Методы заучивания стихотворений с дошкольниками

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей

Советы логопеда на лето